«ЗДЕСЬ РУССКИЙ ДУХ, ЗДЕСЬ РУСЬЮ ПАХНЕТ…»

Народная самодеятельная студия русского фольклора при Центре культуры «Нефтяник» – на пороге своего 20-летия. Всё началось в январе 2001 года, когда выпускница Новосибирского областного колледжа культуры и искусств Олеся Идиятуллина (Гилёва) приехала в Лангепас, собрала вокруг себя детишек и на Рождество, что согласитесь, символично, организовала первое театральное представление «Вертеп».

От «Вертепа» до «Первоцвета»ннгн

Из «Вертепа» появился эстрадно-фольклорный ансамбль «Первоцвет», а его выпускницы в свою очередь вошли в состав творческого коллектива под названием «Виноград». Веточка в сторону – проект Русская школа девичества «Параскева». В другую – крепкая, практически сестринская, дружба с мастерской традиционного русского костюма «Душегрея»; в третью – соучастие в организации регионального фестиваля исторической реконструкции «Таёжная застава». А в целом – это крепкое дерево фольклорного движения, которое 20 лет тому назад ростком на земле Лангепаса привили люди, влюблённые в русскую культуру. Со временем Олеся Максимовна нашла единомышленников, соратников, учеников. И теперь они вместе пропагандируют традиционные ценности. 

«Вертеп» и «Первоцвет» отличаются именно репертуаром. В первом случае – это детский игровой, календарный фольклор. Например, дошколята занимаются в группе общего развития, учатся слышать ритм, музыку, развивают слух и голос. Олеся Максимовна, опытный педагог – фольклорист отмечает, часто в садике, школе, дома дети живут под словом «тихо», в итоге пропадает природное дыхание, умение работать голосовым аппаратом. Её задача – не дать малышам «закрыть» природное умение «от живота» дышать, разговаривать, петь.

– Ансамбль «Первоцвет», объединяющий девушек от 13-14 лет до совершеннолетия, постигает вечёрочную культуру. По праздникам у нас обязательно проходят вечёрки, девчата приглашают своих друзей, одноклассников. Мы начинаем играть в традиционные игры русского народа, в ходе которых у молодежи есть возможность выказать свою симпатию прилюдно, в игровой форме. Этой части взросления мы касаемся очень деликатно. Это часть нашей культуры. Вечёрки – прежде всего общение через игру. Молодые люди учатся выстраивать взаимоотношения.

И конечно «Первоцвет» – это другой вокальный уровень, песни на два-три голоса. Часто в ответ на запрос молодёжи мы делаем для сцены что-то фольк-эстрадное. Эстрадный вокал – его много, вкусно подаётся и манит. Приходится составлять конкуренцию. Кстати, через эстрадную обработку песенного материала к нам приходят новые люди. Видят девчонок на сцене, как здорово они работают голосами, как откликается публика. И приходят к нам, открывая для себя не только вокал, но целый мир аутентичного фольклора. Ведь мы не только артисты, студия даёт более широкие возможности для раскрытия творческого потенциала, познания себя и людей вокруг. Например, мы проводим различные праздники в лесу. Это совсем другая история – момент погружения в русскую культуру, когда она тебе открывается совсем с другой стороны, оказывается очень понятной, бытовой, прикладной и при этом затягивает –  вдруг подросток становится причастен.

Такой разный фольклор: на публику, и для души787

Ещё один творческий проект, который базируется на изучении календарно-обрядового фольклора, – вокальный ансамбль «Виноград», появился по запросу жителей Лангепаса. Оказалось, что некоторые хотят украсить свадебный день традиционными русскими обрядами. Пожалуйста! Другие приглашают колоритный творческий коллектив на корпоративные мероприятия, например, хотят на святочной неделе удивить сослуживцев колядками. И это можно! 

– С точки зрения расширения нашей аудитории это хорошо работает: на корпоративах в ресторанах, на свадьбах бывают те люди, которые никогда не придут на концерт или не ходят на народные гуляния на площадь – люди работают, заняты своими делами, может быть просто не знают о том, какие события происходят вокруг. Ансамбль «Виноград» – это марка традиционной русской культуры. Этому соответствует и внешний вид, мы придерживаемся того, чтобы костюмы учитывали этнографию. Добавляем эстрадную музыку. Например, перепели репертуар группы «Иван Купала» - люди очень хорошо принимают. Фольклорный голос специфичный, в исполнении мы вообще не отличаемся от оригинала, подача материала идентичная.

В период пандемии коронавируса, когда публичные выступления отложили до лучших времён, состав «Винограда» сфокусировал своё внимание на репертуаре «для души» – многоголосных лирических песнях: «В прошлом году участницы коллектива все дружно ушли в декретный отпуск. Им на смену пришли новые девочки, которым только исполнилось 18 лет – кто учится, кто ищет работу. Мы встречаемся, общаемся, наслаждаемся народной песней».

 «На Руси любая млада хороша-хороша…»

…Если переодеть в традиционный наряд. Сомневаетесь? Посмотрите ролик русской школы девичества «Параскева», доступен с соцсетях. Юность сама по себе прекрасна, а костюм ещё преображает: убирая об образа современный унисекс, делает девушку особенно привлекательной, манкой, если хотите.

И снова место удивлению – часть костюмов, головных уборов и даже обувь выполнена руками девушек. Рассказывает Галина Клиперт, руководитель мастерской русского традиционного костюма «Душегрея», которую открыли в 2015 году:

–  Ко мне на занятия приходят те, кому интересен традиционный русский костюм. Наступает момент в жизни женщины, лет в 25-30, когда просыпается интерес к своим корням – кем были родители, бабушки-дедушки, откуда приехали на Север. Старший круг моих мастериц – это так раз те, кому стало интересно. Часто так бывает, что в это увлечение втягивается вся семья: мамы шьют костюмы для дочерей, которые поют в «Вертепе» или в «Первоцвете». Вторая группа – подопечные Олеси Максимовны, которым надо в чём-то выступать. У девочек хорошая мотивация – сшить/украсить сценический костюм и при этом, что важно, хоть чем-то отличаться от других. Пойти в магазин и купить в данном случае – не вариант, приходится осваивать ремесло. Часть девочек поверхностно погружаются в тему, кто-то находит «своё» и остаётся надолго, начинает делать сложные вещи, например, бранные пояса на бёдра, вышивку, участвует в конкурсах.

А самые любопытные, шумные, шустрые в силу возраста гости мастерской «Душегрея» - младший состав фольклорного коллектива «Вертеп». Недавно приходили, научились шить лакомник – так называется небольшая сумочка, где наши прабабушки, когда были девочками, прятали пряники да леденцы. Сейчас это скорее чехол для мобильного телефона. Смысл таких занятий – научить детей ручному труду.

«Таким образом мастерская «Душегрея» объединяет несколько групп людей с разной мотивацией, разными интересами, – подытоживает Галина Клиперт. – Мы всех привечаем. И приучаем к мысли о том, что традиционная культура – это важно, интересно, нужно современному человеку, поэтому её необходимо сохранять. Олеся Максимовна как увлечённый фольклорист глобально подходит к делу, не только петь учит. Мы обсуждаем многие сферы жизни – вопросы нравственности, вопросы быта. Это даёт глубину, происходит национальное самоопределение, самосознание себя как части народа».

Анастасия ВОЛКОВА,

Фото из архива народной самодеятельной студии русского фольклора

 

КОММЕНТАРИЙкуппек

– Больше всего мне запомнился день на территории этнодеревни «Ланге-Пасолъ»: мы таскали воду при помощи коромысла, убирались в избе, пекли настоящий домашний хлеб в русской печи, занимались рукоделием, в общем с головой погрузились в русскую культуру. Когда я шла в школу девичества, и не думала, какие будут успехи, не могла представить себе, что за два занятия сошью передник! Всё то, чему мы тогда научились, пригодится в дальнейшей жизни. Надеюсь, мой будущий жених оценит мои способности.
А если говорить о общем вкладе студии Олеси Максимовны Идиятуллиной, то я считаю, что русский фольклор соединяет в себе самое лучшее, что есть в нашем народе. Он доступен всем и, более того, способен объединить людей абсолютно разных поколений. По моим ощущениям сейчас идёт достаточно заметное оживление творческого потенциала русского народа. Появилась какая-то внутренняя свобода. Замечаю, как много появляется новых творческих коллективов. Причем речь не идёт только о музыке — очень многие стали заниматься декоративно-прикладным творчеством, народными промыслами.

Мария Никитина,

выпускница образцового фольклорного ансамбля «Первоцвет»,

русской школы девичества «Параскева»

 

 

ЦИТАТА

 557– Наша студия занимается изучением и пропагандой русской традиционной культуры. Мы являемся любителями и знатоками многих русских, аутентичных песен, изучаем обряды, праздники и быт славян. Занимаемся изучением и шитьём русской одежды любой сложности и стилистики: от копии этнографического или архаичного костюма, до современной стилизации. Знаем множество календарно-обрядовых песен. Занимаемся проведением свадебных обрядов: сборы невесты к свадьбе, встреча жениха и выкуп невесты, встреча молодых после регистрации, снятие фаты, окручивание молодых. Так же проводим детские коллективные праздники: Осенины, Святки, Масленицу, кликание весны, Красную горку, Молодежные вечёрки.

Олеся Идиятуллина,

руководитель народной самодеятельной студии русского фольклора в ЦК «Нефтяник», г. Лангепас

 

СРЕДНЕВЕКОВЬЕ КАКОЕ –ТО! екнекн

В последние выходные дни августа на территории музейного парка города Лангепаса прошёл ежегодный региональный фестиваль исторической реконструкции «Таёжная застава». В период самоизоляции в целях снижения риска распространения коронавирусной инфекции, мероприятие прошло в закрытом режиме, без участия зрителей.
Фестиваль открылся представлением клубов Уральского Федерального округа, главная цель которого – сохранение историко-культурного наследия нашей страны. Фестиваль исторической реконструкции «Таёжная застава» еще раз показал, что у большинства количества людей есть потребность непосредственного прикосновения к истории, к своим корням. Сама обстановка интерактивной зоны, а это фрагмент древней крепости придала фестивалю самобытный колорит и послужила декорацией для сражений.
Здесь и состоялись показательные турниры воинов, как массовые, так и индивидуальные, где витязи проявили молодецкую удаль во владении оружием. Наряду со сражениями на ратном поле в рамках фестиваля был реконструирован исторический лагерь, организован быт и кухня того времени. Последние годы фестиваль «Таёжная застава» смело удерживает статус главного событийного мероприятия Лангепаса.