А музыка вечна!

Недавно пересматривала одну из лучших лент о войне, легендарную «В бой идут одни старики». Фильм Леонида Быкова давно разобрали на цитаты. Одну из них вы видите в заголовке текста.  Маэстро говорил: «Война — это все преходяще. А музыка вечна!». Фильм вообще очень музыкальный, с юмором. И в то же время про героизм лётчиков. Про любовь? И эта линия тоже есть. Каждый найдёт своё.54754

Но вернёмся к музыкальной теме. Вот как рассуждает центральный персонаж картины Герой Советского Союза гвардии капитан Титоренко:

– Мы считаем, что песня, как география… Вот Зоечка из Сибири. Край суровый, могучий, и песни такие же… Ревела буря, гром гре-ме-ел! Вано — Грузия! Горы, и ритм такой — кавказский. А я из Таврии — Юг Украины. Степь, ровная, как стол. Колысь тут чумакы по силь ходылы, на Чумацькый шлях поглядаючы. Млечный путь — по-русски. И песни такие же бесконечные, как степь… «Ой у лузи, лу-узи-и, чэрвон Калына»…

А вот интересно, как звучит многонациональный город, например, Лангепас, где бок о бок живут русские, украинцы, татары и башкиры, сыны Кавказа и те, кто приехал с Востока?

 

Парень нарасхват646

В доме Руслана Хусаинова для дорогих гостей играют на национальном башкирском духовом инструменте – курае. Совсем недавно к молодой супружеской паре приехала родня. Как водится, собрались за столом: перекусили, новости обсудили. А потом потянуло на лирику, попросили музыканта сыграть. Когда звучит голос курая, перед глазами встают горные вершины Урала, чистые быстрые речки солнечного края, пасеки и дорогие сердцу лица родителей. Народные музыкальные инструменты – это одна из тех тонких нитей, которые связывают настоящее народа с его историей, традицией, культурой. К слову поэт Муса Гали назвал курай одним из красивейших по тембру народных инструментов, «башкирской флейтой».

Руслан познакомился с инструментом ещё в детстве: в сельскую школу Архангельского района приехали музыканты-учителя, стали зазывать ребят в кружок. Руслану понравился курай – вроде бы просто срез тростника, несколько отверстий – такой сделать даже ему по силам. Но чтобы получить музыку из этой трубочки нужно вложить немало труда. После 9 класса Руслан поступил в уфимское училище искусств, на отделение «Национальные инструменты народов России». Он дипломированный специалист, но ни одного дня по специальности не отработал. В 2014 году уехал с молодой женой на Север, в Лангепас. Сейчас работает слесарем в ПАО «ЛУКОЙЛ». Но и музыку не забрасывает.

– Родственники подсказали, что есть в городе Центр татаро-башкирской культуры при ЦК «Нефтяник», я им сгодился. И на первом же концерте ко мне подошёл Радик Кадыров, позвал к себе, в башкирскую общественную организацию «Шонкар». Мы собираемся на репетиции в молодёжном центре «Фортуна», раз в два-три месяца концерты ставим, принимаем участие в конкурсах, межнациональных фестивалях. На сцене я обязательно в национальном костюме – это создаёт «правильное» настроение.

Руслан Хусаинов долгое время был единственным кураистом в Лангепасе, а недавно узнал, что в город приехал ещё один редкий музыкант. Придёт час, наверняка сыграют дуэтом.

 

енан СИМВОЛ БАШКИРИИ 

Курай — не только главный музыкальный инструмент, но и символ, и гордость башкирского народа. Традиционно его делали из полого стебля зонтичного растения, носящего одноименное название. Сейчас используют более долговечный вариант из шпона.
Инструмент не имеет специального приспособления для извлечения звука, как у абсолютного большинства духовых инструментов, в этом его главная уникальность.
Курай имеет определенную длину  - 8 или 11 кулаков, определенное количество отверстий для игры.

 

Якташлар значит «земляки»нк

Вся жизнь Сирена Гумеровича Хабибуллина связана с музыкой. В трудные 90-е годы, чтобы прокормить семью, сменил специальность – отучился на помощника бурильщика и 10 лет отработал на градообразующем предприятии. А потом снова вернулся в привычную творческую сферу, работает в Центре культуры «Нефтяник», кроме того возглавляет народный самодеятельный коллектив «Якташлар».

– У меня высшее музыкальное и педагогическое образование. Окончил музыкальное училище, затем Казанский государственный педагогический университет, по специальности –  учитель музыки и пения, играю на баяне. В своё время, в 80-х годах был участником первого Всесоюзного конкурса баянистов педагогических вузов. Он проходил в Куйбышеве, сейчас этот город Самарой называется. Получил почетную грамоту в заключительном этапе – это был успех, потому что участники из союзных республик отличались высоким исполнительским уровнем. Со студенческих лет осталась любовь к классической музыке: с удовольствием слушаю Вагнера, Моцарта, Баха.

Национальная культура немыслима без музыки, песни. В разные годы башкиры, осевшие в Лангепасе, создавали вокальные творческие коллективы: «Ягидель», «Лейсан», «Якташлар».

– Мы принимаем всех желающих, нет конкурса. Приехали, к примеру, в Лангепас три сестры из Казахстана, взрослые женщины. Пришли к нам и сказали, что хотели бы вспомнить родной башкирский язык, а то на чужбине совсем позабыли, так только «здравствуйте – до свидания» в ходу. И вот через песни, через репертуар народного самодеятельного коллектива «Якташлар» вспомнили. И с детьми такая же история: язык прародителей учат через песню, – рассказывает Сирен Гумерович.  –  К нам приходят дети из музыкальной школы, чтобы играть национальную музыку. Лет 10 назад мы даже организовали и теперь ежегодно проводим фестиваль «Татарская и башкирская песня на Югорской земле». Это открытое творческое соревнование, участники могут приехать из любой точки округа. Мы рассудили так: одними песнями не обойдёмся, на сцене танцуют, играют на народных музыкальных инструментах, читают стихи Габдулы Тукая, это как Пушкин для русского человека.

Татарское и башкирское общество – организаторы «Сабантуя», «праздник плуга» отмечают в первом летнем месяце. В Лангепасе народные гуляния знают и любят – к национальным традициям, колориту проявляют интерес и стар, и млад, вне зависимости от национальности и вероисповедания.  В свою очередь члены «Якташлар» и «Шонкар» платят землякам той же монетой – обязательно бывают в гостях на площадках других НКО в рамках фестиваля «Лангепасские зори». В общем, живут по-соседски дружно.

– «Сабантуй» отмечают во многих северных городах, мы стараемся выезжать в Мегион, Излучинск, Пыть-Ях, Когалым, Сургут, Нижневартовск, Нефтеюганск. Бывало, за день в двух городах успевали выступить. В качестве артистов мы были в Тюмени на фестивале «Мост дружбы», на 250-летии Ижевска, на федеральном «Сабантуе» в Екатеринбурге. Были и в Татарстане. Если приглашают – не отказываемся, ищем возможности, чтобы поехать.  В 2021 году федеральный «Сабантуй» пройдёт на югорской земле, в столице Самотлора – это большая честь!

 

У кого душа поёт – тот дольше живёт!пр

С таким девизом по жизни идёт Светлана Васильевна Домбровская, руководитель вокального коллектива «Берегиня», основанного в 2007 году на базе городской общественной организации украинского народа «Пэрэвэсло». Здесь знают, любят, поют украинские, русские, казачьи песни. Изначально коллектив собрала Олеся Михайловна Павлюк – первый председатель украинского общества объединила тех, кто не хочет забывать свои корни, ценит народное творчество, чтит традиции.

– К нам приходят работники самых разных профессиональных сфер: медики, сотрудники пожарной охраны, предприятий ЖКХ, чиновники… Вот случай расскажу. Я по городу не хожу, чаще всего на такси передвигаюсь, в силу возраста. Разговорились как-то с таксистом, оказалось – очень музыкальный талантливый товарищ. Подвозил меня до работы в Центр культуры «Нефтяник», пока ехали – разговорились. Пригласила его к нам на репетицию. Оказалось, Александр Мотюха прекрасно поёт шансон, играет на баяне. В этом году к нам пришла Марина Слепцова – молодая женщина хорошо поёт, чувствует музыку, эмоциональная. Вот такое пополнение у нас. Только бы дали заниматься в живую!

Светлана Васильевна переживает за хор бабушек «Родная песня», которым руководит параллельно. Те жаждут встречаться, петь. Места себе не находят в заточении, на самоизоляции: «Пока шёл дачный сезон, было ещё терпимо. А сейчас уже невмоготу. Ведь здесь не только песня, но и общение по душе».

А для тех, кто помоложе – никаких пауз не предусмотрено. Все лето, осень идут репетиции и видеозапись концертных номеров, ведь нынче вся публика – онлайн. Недавно принимали участие в конкурсе «Русский романс». Соблюдая все предписания Роспотребнадзора, встречаются небольшим составом и поют. Причём на высоком профессиональном уровне. А как же иначе, ведь руководит «Берегиней» опытный музыкант, наставник, фанат своего дела.

Лангепасцы хорошо знают коллектив, который украшает любой праздник, народное гуляние. Певуньи бывают в школах, в гостях местного Совета ветеранов, на корпоративных мероприятиях, несколько раз за год обязательно выбираются в соседние города. И везде, где ценят чистые голоса, душевное исполнение, богатый репертуар народной песни, «Берегиню» встречают аплодисментами.рнве

     В слове «берегиня» звучит: оберег, беречь. Очень глубокое, доброе слово, дошедшее до нас из седой древности. В языческой дохристианской Руси берегиней называли дух - хранительницу дома, очага, защитницу и помощницу.

Берегиня, если верить славянским легендам, породила все живое на Земле. Она любит людей, однако защищает только достойных — тех, кто живет по совести и не нарушает законов предков. Символ – берёза.

 

Анастасия ВОЛКОВА/фото из архива героев публикации