Искусство меткости

Анна Кошкарева 3Трёхлинейная винтовка с прицелом была повыше Ани сантиметров на 30. Впервые в жизни она взяла оружие еще ребенком, повестка в военкомат пришла в семью Кошкарёвых, когда Анне было всего-то 17 лет. Правда, с винтовкой, как потом сама думала, обращаться она умела: в школе за меткость в кружке стрелков ей даже дали значок «Ворошиловский стрелок». Им девчонка страшно гордилась в тайне. Меткость-то и помогла ей пройти поля боя живой и вернуться домой лучшим снайпером в своей роте.

«Сегодня началась война»

22 июня, воскресенье, выборы в Верховный Совет, - праздник для всей семьи. Родители уехали по делам. До их возвращения детям непременно нужно навести порядок во всех комнатах. За старшую осталась Аня: на ней и уборка, и присмотр за младшими — братишкой и сестрой.

«Сегодня, в четыре часа утра, на нашу Родину напала фашистская Германия...» - раздалось из приёмника внезапно.

Первые пару минут было тихо. Потом заплакала Аня, вслед за ней и младшие. Родители — Василий Матвеевич и Мария Андреевна потом долго успокаивали детей. Хотя, признаться, боялись не меньше. Наступила осень. Дети пошли в школу, только уже на первом этаже в ней развернули госпиталь для раненых солдат. Да и школьникам то и дело давали поручения — зерна собирать для фронта, перепись оставшихся вести. Тихий райцентр Лунино (что в Пензенской области) окончательно обезлюдел к зиме. Мария Андреевна, отправив мужа на фронт, пошла работать в «Заготзерно» сторожем, вслед за ней и дочь. Она быстро закончила курсы лаборантов и уже к следующему урожаю принимало пропахшее порохом зерно.

Они рано стали взрослымиАнна кошкарева 4

Анна Кошкарева потому вообще не удивилась, когда получила повестку в военкомат. Накануне 17-летия. Мало не удивилась: она к этому ещё и готовилась. Пока работала лаборантом, потихоньку училась стрельбе в школе. Конечно, на поле битвы детей никто не отправил. «Всеобуч» был стандартным: рассказывали девчонкам про оружие, его использование, учили даже в общих чертах метанию снарядов — на случай «а вдруг». К тому времени с фронта вернулся отец — Василия Матвеевича тяжело ранили и демобилизовали, чтобы он в тылу работал на благо фронта. Семье стало чуть полегче: кормилец приносил еду. Зато Аню, отличницу курса, забрали на передовую. Лучшего курсанта отправили сначала учиьтся в Подмосковье, в снайперскую школу, которая славилась на всю страну. Вместе с ней курс молодого снайпера прошли два батальона таких же девчат.

На фронт они попали весной 44-го. Анне Кошкарёвой досталось служить на 2-м Прибалтийском фронте, который пробил 900-дневную блокаду Ленинграда. Перебрасывали их по разным полкам и дивизиям. Как правило, туда, где нужны были такие бойцы. Бывали девчонки и в Риге, и в Мадонне, и в Ауце, Лудзе, Пярну, Тарту, Резекне.

«… После десяти дней «охоты» нам полагался короткий отдых в 15-20 километрах от фронтовой полосы. Для нас это был глубокий тыл, где, по крайней мере, можно было снять с себя напряжение, не бояться, что, проснувшись в траншее, ты не досчитаешься своего товарища, которого ночью утащили лазутчики врага. «Отдыхая», мы пристреливали и чистили винтовки, приводили себя в порядок, писали письма домой. В эти дни мы не забывали и о наших бойцах в медсанбате, своими номерами самодеятельности старались хоть как-то отвлечь их от физической боли, развеселить», - вспоминала Анна Кошкарёва.

Сверхлюди с поднятыми вверх рукамианна кошкарева 2

«… В ночь с 8-го на 9-е мая мы проснулись от сильной стрельбы. Конечно перепугались: фашисты всю неделю помалкивали, а тут наступление готовится. Командир скомандовал: «Подъем, в ружье, тревога!!!». Мы все были готовы за три минуты, и вот стоим ночью у сарая, в котором жили эти дни, и дожидаемся следующей команды. Но вскоре на горизонте показались два всадника. Они и сообщили нам, что война окончена. Скомандовали: «Отбой!». А утром нам привезли продукты, и мы отпраздновали Победу!»

Эту картину — груды оружия, лежащего на улицах Таллина, «сверхлюди» с поднятыми вверх руками и яркое солнце, - Анна Кошкарёва помнила до конца своих дней.

«Немцы сдавались сотнями, тысячами. Наши части блокировали поверженного врага с суши, с воздуха и моря: на рейде стояли боевые корабли. У тех, кто не хотел сдаваться, был другой выход — они уходили в море, все дальше и дальше от берега…» - писала Анна Васильевна.

Анна Кошкарева и ее подруги в составе 10-й гвардейской дивизии прошли всю Прибалтику — Латвию, Литву, Эстонию. В ее стрелковой книжке записано 19 поединков. В начале сорок пятого Аня попала под бомбежку, и ее контузило, но уже через месяц после лечения в госпитале она вернулась в родную часть. А демобилизовали ее в августе 1945.

«Аня вернулась!»

Возвращения дочери семья ждала как чуда. В родном Лунино по радио объявили о прибытии эшелона, и все жители городка и поселков пришли на станцию встречать своих — с праздничным караваем и вареной картошкой. Составы шли один за одним, а Анны всё не было. Кошкарёвы по очереди ночевали на станции. Не встретив дочери в очередной день мать мария Андреевна упала в обморок. Очнувшись позже первым делом спросила: «Аня вернулась?». «Приехала — приехала!», - ответили домашние. Мария Андреевна снова лишилась чувств, но на этот раз уже от счастья. У кровати матери стояла без малого двадцатилетний герой войны — снайпер высшей категории, фронтовик, на гимнастерке которого блестела медаль «За отвагу». Войну она пыталась стереть из памяти. В мирное время решила отучиться на швею, пошла по стопам бабушки, которая благословляла её на фронт и подарила нагрудную иконку Сергия Радонежского. Вышла замуж за председателя колхоза Николая Чудина, родила дочь, затем сына. Позже она похоронила своего мужа и уехала с дочерью в Сургут — нянчить внуков, воспитывая их патриотами своей страны. Здесь, в городе на Оби, она прожила 24 года. Здесь же встретилась со своей напарницей по фронту, выпускницей снайперской Подмосковной школы Татьяной Андреевной Штанюк. Они вместе были активными участницами клуба «Фронтовые подруги», с охоткой делились своими историями с молодежью и детьми. В 2005 году Анна Васильевна приняла участие в Параде на Красной площади, который был посвящен 60-летию Победы в Великой Отечественной войне. Тогда ей довелось встретиться со многими известными людьми. Особо она дорожила встречей и благословением со Святейшим Патриархом Московским и Всея Руси Алексием II.

Анна Васильевна умерла 1 марта 2015 года. Её похоронили на Аллее ветеранов сургутского кладбища.


 

Цитата:

Из сборника «Снайперы» («Молодая гвардия», Москва, 1976 г.):

«Аня Кошкарёва была самым лучшим снайпером роты, она отличалась большим тщанием в каждом деле. На первый взгляд работала медленно, но получалось у нее все быстрее, чем у других. Это потому, что она никогда не делала лишних движений, и руки ее, не очень изящные и женственные, преображались в работе, какими-то ласковыми становились к инструменту и предмету труда»

 

Кстати:

Спустя многие годы после войны, Анна Васильевна Чудина продолжала демонстрировать чудеса меткости в стрелковом тире на ежегодных соревнованиях РОСТО (Российская оборонная спортивно-техническая организация).

Шапка Сургут2

Материал подготовлен при поддержке Администрации города Сургут