Кнопка, «стеклышко» и меткий стрелок

Женщины и война — непривычные подруги. Правда, это сейчас так кажется. Ещё столетие назад было иначе: согласно закону от 1 сентября 1939 года «О всеобщей воинской обязанности» женщины-медики объявлялись военнообязанными и должны были прийти в военкомат в первые же часы после объявления войны. Самая популярная среди прекрасного пола «профессий» на фронте — сестры милосердия. Но были и снайперы, «стёклышки», как называли метких напарниц по полю боя мужчины. Это «искусство», говорили, им давалось куда лучше: женщины спокойнее, выдержаннее и точнее. Они, конечно, эмоциональнее мужчин воспринимали свою задачу: по ночам плакали в подушки, вспоминая врагов, которых приходилось обезвредить, видели страшные сны и уже после войны дольше мужчин залечивали раны на сердце. Наша история сегодня — о сургутянке Татьяне Штанюк ( в девичестве — Михеевой), гвардии сержанте, ветеране Великой Отечественной войны, выпускницы московской Центральной женской школы снайперской подготовки.

«Два года просилась на фронт»Татьяна Михеева

«Меня война застала на станции Карасун (теперь город) Алтайского края. Мы смотрели во дворце культуры фильм «Валерий Чкалов». Секретарь райкома остановил демонстрацию картины и сообщил, что началась война с Германией», - нехотя и в очередной раз вспоминала Татьяна Андреевна Штанюк.

Нет, ей не надоедало этого делать: просто женщине было трудно вспоминать жуткие картины из своей молодости. Татьяна Михеева родилась 31 августа 1920 года в городе Нижнеудинск Иркутской области. В июне 41-го её семья перебралась в Новосибирск. Татьяна Андреевна работала в школе, учила малышей азбуке и счёту. Спустя год обком комсомола направил её в Заобскую МТС — замначальника политотдела. Всё это время она рвалась на фронт — рапортовала, но тщетно. Зимой 43-го полиотделы ликвидировали и в прошлом учитель прорвалась на фронт добровольцем. Сначала была писарем в Сибирской Сталинской дивизии №150 (в снайперской, кстати, роте). На учениях командир роты обратил внимание, что девушка на удивление точно стреляет. Тогда Татьяну Михееву и отправили в школу снайперов, что была накануне создана в Подмосковье. Эта школа, кстати, существовала всего 27 месяцев, до конца войны. Два месяца учёбы прошли быстро, в звании уже ефрейтора Татьяна Михеева вернулась в свою же часть, но уже стрелком, Кнопкой, как называли её ласково сослуживцы.

Боевое крещениеТатьяна Михеева 3

Его Кнопка — так Татьяну Михееву называли, кстати, из-за маленького роста, прошла Северо-Западном фронте в 1943 году. Чуть раньше её серьезно ранили в затылок, но восстановиться девушка смогла быстро и снова ушла на фронт. Вспоминала, что в тот момент, когда целиться пришлось не в мишень, а в живого человека, её била сильная дрожь. Унять её она и после не могла долго. Только после того, как своими глазами увидела убитых советских детей, женщин и стариков, чувство вины и жалости исчезло.

«В районе Локни мы ходили на задания. Нас называли «охотниками». На передовую пробирались очень рано. Нужно было затемно занять место на ничейной полосе. Всегда ходили с напарником, готовили рубежи, с которых вели прицельную стрельбу. Запомнилось, как убила первого немца. На поле отчуждения был колодец. Вражеский солдат подошел к нему, наклонился, чтобы набрать воды, и тут я выстрелила. Немец рухнул в колодец», - вспоминала ветеран.

За ловкость, меткость и сноровку в дивизии её особо ценили и уважали. А она щедро делилась своими советами и секретами мастерства. Например, снайперу нужно было учитывать не только погоду, но и направление ветра, обстановку для маскировки. В знак уважения сослуживцы подарили хрупкой девушке мундштук для табака. Странный, согласитесь, подарок. Но других, чтобы проявить внимание, на фронте просто не было. Татьяна Михеева, кстати, не курила, но вещицу эту использовала как рабочий блокнот. После каждого боя наносила насечки: по одной за каждого убитого немца.

Чуть позже перспективный стрелок стала руководить отделением снайперов. Её дивизия выдвинулась на переводые по дорогам Вязьмы, роту расформировали, Татьяна Михеева попала в 62-й гвардейский стрелковый Сталинский полк, где и курировала снайперов.

Война закончиласьТатьяна Михеева 2

«Стояла задача – перекрыть коммуникации на станции Гнездилово. Отделение выдвинулось на высотку вместе с ударной группой, которую возглавил старшина, но пробиться к цели не смогли. На нашем пути находились танки, которые открыли сильный огонь. Мы были вынуждены обойти их с фланга, но пришлось отступить на старый рубеж и вести прицельный огонь по бегущим немцам. Один снаряд, выпущенный немецким танком, оказался шрапнельным, и нас почти всех ранило», - рассказывала Татьяна Михеева.

С травмой позвоночника она попала Тимерязевской академии. Лечение было долгим, почти год. За время войны она уничтожила 43 фашиста — так записано в её деле, столько же насечек выбито на том самом мундштуке. Так записано в снайперской книжке. Война для неё закончилась чуть раньше. В последний год до Победы Татьяна Андреевна работала военруком, пропагандистом парткабинета. Уже в мирное время вышла замуж, родила четверых детей.

В Сургут Татьяна Штанюк приехала в 1958 году. Была награждена орденом Отечественной войны I степени, медалью «За боевые заслуги», «За победу над Германией», юбилейными медалями. По приезду в Сургут работала в аппарате Сургутского горкома КПСС, в отделе кадров треста «Сургуттрубопроводстрой». Она умерла 6 августа 2011 года на 91 году жизни.

 

В 1943 году по инициативе ЦК ВЛКСМ была создана в Москве Центральная женская школа снайперской подготовки. Она просуществовала 27 месяцев. 1885 снайперов-девушек, ее выпускниц, воевало на разных фронтах. Они своим метким огнем уничтожили в общей сложности больше дивизии фашистов. Девушки-снайперы не только сидели в засадах и истребляли гитлеровских оккупантов, но и отражали снайперские атаки, помогали раненым на полях боев, а еще вполне могли заменить радистов. В Сургуте жили две выпускницы школы снайперского мастерства — Татьяна Андреевна Штанюк (Михеева) и Анна Васильевна Чудина (Кошкарева).

 

 

Материал подготовлен при поддержке Администрации города Сургут

 Шапка Сургут2